Школа инновационного айкидо (дополнительное образование)
Автор: Савостьянов А.С.
Публикация 2022 год
Прежде чем перейти к вопросу об айкидо в дополнительном образовании и его инновационной составляющей, нужно сначала сказать несколько слов об этом уникальном виде единоборств.
Айкидо – это боевое искусство, зародившееся в Японии в середине прошлого столетия. Основателем айкидо является выдающийся мастер Морихей Уесиба (годы жизни: 1883-1969 гг). Предками айкидо можно по праву считать прикладные единоборства, которыми владели профессиональные войны – самураи. Именно поэтому арсенал техник айкидо достаточно широк:
- техники от безоружного нападающего;
- техники от вооруженного противника;
- техники от нескольких нападающих одновременно.
В айкидо подробно разбирается работа с традиционным японским оружием (меч, палка, нож). При этом техники с оружием и техники без оружия очень тесно переплетены между собой и вместе представляют единую систему.
Слово «айкидо» состоит из трех японских иероглифов: АЙ – любовь, гармония; КИ – энергия; ДО – путь война. Целью основателя айкидо Морихея Уесибы было создание такого искусства, практики которого смогли бы защитить от травм не только себя, но и нападающего.
Одним из важнейших принципов айкидо является рациональное использование, как своих сил, так и сил противника. Техники айкидо акцентируются на слиянии с атакой противника, перенаправлении энергии атакующего и заканчивающиеся болевым захватом или броском.
На сегодняшний день по всему миру айкидо занимаются миллионы людей. Существуют разные направления и стили айкидо, такие как айкикай, есинкан, реальное айкидо, ки айкидо и др. В каждом таком направлении есть свое понимание айкидо отличительное от другого, свои принципы исполнения техник. Неизменными техники, такими какими они преподавались еще своим ученикам основателем айкидо Морихеем Уесибой, остались в Такемусу Айкидо. Именно базируясь на этом направлении написана данная статья.
В отличии от других видов боевых искусств, в айкидо не проводятся соревновательные поединки. Это связано с тем, что техники айкидо носят прикладной характер. К тому же если нет соревнований значит и нет соперничества между учащимися. Благодаря этому они учатся взаимоуважению, а не превосходству над другими. Айкидо учит побеждать свои слабости и недостатки, учит предрешать конфликты, а не решать их с помощью грубой физической силы.
В большинстве случаях айкидо в дополнительном образовании относят к спортивно-физкультурной направленности. В соответствии с федеральным законом РФ «О физической культуре и спорте в РФ» спорт - это сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним. Поэтому учитывая, что айкидо имеет прикладной характер и в нем нет соревнований, т.е. оно получается по определению не является спортом, то относить данное боевое искусство к спортивно-физкультурной направленности будет не совсем справедливо.
Айкидо в дополнительном образовании можно назвать инновационным так, как в нашей стране оно получило распространение совсем не давно. К тому же методика обучения отличается от тех методик, которые используются в традиционных спортивных дисциплинах, таких как самбо или дзюдо.
Нельзя выучить приемы на все случае жизни, так как ситуаций может быть бесконечное множество. Поэтому учащиеся изучают базовые техники айкидо и на их основе постигают общие принципы, которые уже могут быть применены в любой ситуации.
При преподавании айкидо, к данному боевому искусству следует относиться как к оружию, коем оно в принципе и является. А это значит, что дисциплина и ответственность за свои действия в образовательном процессе стоят на первом месте.
Изучение техник айкидо начинается с их демонстрации и объяснения ключевых моментов. Задача учащихся внимательно следить за демонстрацией техник и слушать объяснения, а затем самим попытаться повторить. Педагог же постоянно корректирует движения учащихся, исправляя как общие, так и индивидуальные ошибки.
Обучение происходит от простого к сложному. Сначала простые техники, но по мере их освоения, можно их усложнять, добавлять новые элементы.
При отработке приемов перед учащимися не ставится задача довести свои действия до автоматизма, но ставится задача действовать осознано, контролировать все свои движения и окружающее пространство.
Айкидо представляет собой систему взаимосвязанных между собой техник с оружием и без оружия. Поэтому учащиеся выполняя техники с оружием, должны увидеть взаимосвязь с техниками без оружия и наоборот.
Развивая внимание и повышая контроль над собой, учащиеся также развиваются физически. Приемы выполняются от жестких захватов, а это значит при выполнении того или иного приема у учащегося работают различные группы мышц, повышается координация движений и формируется правильное дыхание.
Все техники основаны на анатомии человека, законах физики, знаниях геометрии, психологии и т.д. Поэтому при объяснении приемов педагог оперирует школьными знаниям. Благодаря этому у учащихся проявляется интерес к урокам в школе, так как знания, полученные там, можно применить на практике.
При изучении айкидо используется терминология на японском языке, принятая во всем мире. Так учащийся может понять, о чем идет речь на занятиях айкидо в любой стране мира. Соблюдая на занятиях традиционный этикет, происходит знакомство с культурой Японии.
Внимание учащихся обращается на то, что умения полученные на занятиях айкидо, можно применять и в реальной жизни: дома, на улице, в школе. А это прежде всего умение безопасно падать, правильно передвигаться, быть внимательным как в школе на уроках, так и на проезжей части дороги и т.д.
Пол учащегося, его возраст для изучения айкидо большого значения не имеют. Проще говоря, айкидо может заниматься любой дееспособный человек от мала до велика. И в отличии от многих видов спорта айкидо можно заниматься всю жизнь и на протяжении жизни открывать для себя в техниках айкидо что-то новое, удивительное. Возможно, в этом и заключается инновационность айкидо.